Начало всех избирательных кампаний в Украине отличается большим количеством политических перебежчиков. И на последних выборах крысы заранее бежали с тонущих политических корабликов.
И сколько новых и старых политических иуд уже задолго до начала избирательной гонки увидело украинское общество!
Измена партийным или же идеологическим принципам оборотней от политики никого по большому счету не удивляет. Кочевание из одной партии в другую для обеспечения своей личной перспективы у многих наших политиков стало обыденным явление. В условиях отсутствия в Украине партийной и идеологической структурированности общества такие метания могут быть даже незамеченными занятым борьбой за выживание электоратом.
Однако в борьбе за политическое благолепие или, в крайнем случае, политическое выживание многие политики, страдающие « комплексом Иуды», готовы на все. В том числе и на открытое предательство и публичный «слив» не только объективного, но и заказного компромата.
На принципы морали, этики и прочее ему уже глубоко наплевать.
Тем более, что в полубандитской, полурекетерской, полубизнесовой среде, в которой формировался характер многих таких «политиков-бабочек», вопросами морали и этики никогда даже не интересовались.
Политики, страдающие «комплексом Иуды», наученные опытом выживания в дикой бизнес-среде, легко и без малейших зазрений совести сдают оппонентам не только коллективные партийные интересы, но и конкретных вчера еще своих друзей, покровителей, сослуживцев .
Причем – сдают, это даже не то слово. Точнее будет сказано – оговаривают, очерняют, компрометируют на основании вымышленных фактов и, если понадобиться, даже жестоко расправляются с ними.
Такие «политики» постоянно находятся в состоянии сильного эмоционального стресса - в них, как говорят, «комплекс Иуды» клокочет еще с тех времен, когда они еще не были политиками. Они вынуждены очернять и осквернять предмет своего предательства, выходя за всякие разумные пределы. Это служит для них с одной стороны психологической защитой, а, с другой, открывает им двери к новым политическим формированиям и служит залогом их политического выживания.
Именно активизация таких политических иуд накануне и вовремя избирательных кампаний определят степень их «загрязненности и провокационности» и дает всем основания говорить о том, что политика и мораль никак несовместимы.
Прискорбно, но в украинском обществе, и в политикуме в частности, политические предатели и приспособленцы более востребованы, чем политики честные, придерживающиеся определенных идеологических и моральных принципов.
Сегодня мы имеем яркие примеры того, как политические проститутки и иуды, которые предавали не раз и свои партии, и своих друзей, не просто «на плаву» в политическом пространстве, но и занимают высокие государственные и политические посты, в очередной раз пытаясь продлить свое политическое долголетие, снова поливают грязью своих вчерашних единомышленников и друзей. Снова – предают.
В то же время люди, которые никогда не уподоблялись Иуде, которые никогда не поддались соблазну «30 серебренников», которые остались верными своим идеологическим и моральным устоям, остаются на обочине политической жизни.
Многие и сегодня задаются вопросом – почему перспективный, талантливый и популярный в свое время политик Иван Ризак , экс-губернатор Закарпатья в 2002 – 2004 годах, единственный из представителей прежней власти, который пострадал от оранжевого беспредела, так и не пошел на сговор с "оранжевой" властью?
Ведь на кону стояло его личное благополучие, его дальнейшая политическая перспектива. В конце концов, благополучие его семьи.
А в мае 2005 года, когда Ризак сидел в ужгородском СИЗО, в Ивана был реальный шанс выбрать не путь многолетних истязаний себя и своей семьи, а путь для обеспечение себя спокойной и безбедной жизни. Ведь тогда, пришедший к нему в камеру по заданию своих хозяев нынешний губернатор Закарпатья Олег Гаваши четко обещал Ризаку полную свободу, обещал «снять все обвинения в адрес Ризака» в обмен на то, что тот даст «нужные показания» на бывших руководителей государства Леонида Кучму, Виктора Януковича и Виктора Медведчука.
Понятно, что у Ризака таких «показаний» не было.
Но, судя по тому, как , спасая себя, действуют некоторые политики,, можно же было что-то и придумать. Но Ризак почему-то резко отказался от услуг «спасателя Гаваши» и не стал «себя спасать» путем предательства и наговоров..
Конечно, он был уверен в своей невиновности и надеялся, что в этой стране еще есть правосудие…
С другой стороны, и, это главное, Иван Ризак, как политик, как личность формировался в условиях и в кругу людей, где принципами морали и своим добрым именем дорожат из поколения в поколения, и где мысли об измене или предательстве не допускаются.
Путь формирования Ивана Ризака как политика, ученого, как личности, четко обозначен в материале П. Пасичного «Иван Ризак. В кругу ученых и политиков». К тому же, как замечает автор, «Иван Ризак родился именно в такой классической крестьянской семье, где в первую очередь поклоняются Господу, Божьим заповедям, труду и обязательности». Ризак уже со школьных и университетских лет не только проявлял характер лидера, но и отличался умение дорожить дружбой, уважением к людям, ответственностью перед ними. Позже круг общения ученого и политика определяли известные ученые с мировым именем Игорь Юхновский, Владимир Сливка (Украина), Борис Струков (зав.кафедрой Московского университета), Аркадий Леванюк ( Мадридский университет), Евгений Соркин ( Москва), Дмитрий Байса(Киев).
Павел Пасичный справедливо замечает, что «за время своей политической и губернаторской карьеры Иван Ризак лично общался с политической элитой не только Украины, но и стран СНГ и политиками многих стран мира. У него были хорошие взаимоотношения с президентами Украины Леонидом Кучмой, Леонидом Кравчуком, премьерами Виктором Януковичем, Анатолием Кинахом, Валерием Пустовойтенко, вице-спикером Виктором Медведчуком, , послами десятков стран в том числе большой восьмерки. Ивану Ризаку удалось познакомиться с нынешним Президентом России Дмитрием Медведевым, руководителем правительства Словакии Робертом Фицо, многими политиками Украины и других и близких и далеких стран. Этот круг доверительных отношений не только свидетельсвтовал о возрастании авторитета молодого закарпатского политика, но и ко многому обьязывал.
Неслучайно одна из ведущих газет области путь политика Ризака определила как «американскую мечту».
Действительно, простой сельский мальчик, который с 10 лет начал работать в родном совхозе, а позже во время учебы в ПТУ и в университете подрабатывал на разгрузке вагонов и ночными дежурствами в научных лабараториях, этот сельский хлопец превратился в влиятельную политическую фигуру, котороя очень дразнит и его оппонентов, и, кстати, некоторых из его вчерашних друзей.».
Именно круг общения, среда рождения и обитания помогли Ивану Ризаку мужественно пройти нелегкий путь жизненных и политических испытаний, помогли в трудные минуты не поддаться на соблазны тех самых политиков с комплексом «Иуды».
Поэтому сегодня, когда в Украине снова все кричат о несовместимости политики и морали, с грустью осознаешь, что пока в украинском политическом пространстве будут править бал политические иуды и приспособленцы, человеку принципов и твердых жизненных устоев в ней делать нечего.
А превратности жизни закалили политика и ученого Ивана Ризака в первую очередь порядочным, честным человеком, человеком принципов, человеком не способным на измену и предательство.
Нам лишь остается надеяться, что времена таких людей в украинской политике – еще впереди.
Александр Львов.