Забывчивость по указке

Не хотелось бы уподобляться острословам, которые любят перефразировать: кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет – тому – два!».

Однако упорная забывчивость некоторых политиков и журналистов, которая в последнее время четко просматривается в отношении имен репрессированных оранжевых режимом в 2005 году, не может оставлять равнодушным.

На этой неделе в связи с последними резонансными событиями многие СМИ снова обратились к теме репрессий 2005 года. Причем по какому-то странному стечению обстоятельств ни один из телеканалов или Интернет-сайтов, как будто впав в клиническую забывчивость, ни разу не упомянул фамилии экс-губернатора Закарпатья Ивана Ризака.

Того самого Ризака, которого в 2005 году оранжевые первым в Украине и при этом трижды незаконно арестовывали.

Того самого Ризака, который, как и упоминаемый Борис Колесников, в СИЗО провел незаконно четыре месяца, и который, более того, был незаконно осужден в июле 2007 года Апелляционным судом Ивано-Франковской области по сфабрикованному делу о якобы препятствование избирательной агитации агитаторам конечно же кандидата в президенты Ющенко.

Политическое преследование Ивана Ризака не было связано с какими-то личностными конфликтами экс-губернатора. Оно было мотивировано исключительно результатами президентских выборов в самой западной области, которые свидетельствовали, что за кандидата в президенты Виктора Януковича осенью 2004 года среди западных и центральных областей Украины в Закарпатье было отдано больше всех голосов. Понятно, что команда «устранить» Ивана Ризака исходила из «центра» и рассматривалась в общей системе масштабных политических репрессий оранжевых, проводимых во всех областях, отдавших на выборах предпочтение Януковичу.

Правда и то, что на Закарпатье в силу определенных обстоятельств и неудержимого желания тогдашнего местного руководства угодить оранжевым лидерам в центре репрессии приобрели массовый и тотальный характер и их жертвами стали не только соратники опального экс-губернатора, интеллигенция и редактора газет, но и мелкие служащие и даже люди, абсолютно далекие от политики.

Безусловно, главное жало политтеррора было сконцентрировано на Ризаке и его семье.

Сегодня, когда на освещение судьбы многострадального экс-губернатора Закарпатья кем-то ( кому, очевидно, выгодно) как бы наложено табу, удивляешься забывчивости журналистов, которые в 2005 году и позже непосредственно готовили и публиковали материалы о « резонансном деле губернаторов». И в частности, Ивана Ризака.

Достаточно заглянуть в поисковые системы Сети, чтобы убедиться какое пристальное внимание не так уже давно разные журналисты и разные издания уделяли судьбе бывшего руководителя Закарпатья.

Центральные украинские, российские и отчасти даже зарубежные телеканалы освещали задержания, маски-шоу в ужгородском кардиодиспансере, кстати, построенном при губернаторстве Ивана Ризака, заседания суда, брали интервью у Ивана Михайловича после оглашения судебного приговора.

Вся страна помнит, как украинский парламент – Верховная рада – в 2005 года принимала постановление с требованием освободить политически репрессированных Бориса Колесникова и Ивана Ризака и прекратить их политические преследование.

В поддержку Ивана Ризак в разное время в разные инстанции обратилось свыше 200 нардепов разных франкций.

Вроде бы нельзя забыть и четкую позицию по поддержке политрепрессированного Ризака и со стороны Института уполномоченного по правам человека Нины Карпачевой, представитель которого Василий Кузьо и сегодня публично настаивает на том, что « дело» Ризака имеет

« политический заказной характер».

Многие еще помнят официальное заявление СДПУ(О) 2007 года, после оглашение судом приговора относительно Ивана Ризака, в котором дана недвусмысленная оценка судебному фарсу в Ивано-Франковске, ставшему, по словам эсдеков, позорной плямой на лице украинского правосудия.

Первый президент Украины Леонид Кравчук,отвечая на вопрос о перспективах политической и юридической реабилитации Ризака, тоже высказался однозначно:

« Я лично не раз обращался к руководителям правоохранительных органов, к президенту Ющенко, пытаясь добиться правового разрешения этих проблем. Я, к сожалению, убедился, что в отношении экс-губернатора Ивана Ризака было больше политики, а не права. Судить человека по каким-то политическим принципам, а не по закону, – это не европейский подход. В данной ситуации мы столкнулись с яркой демонстрацией того, что вопросы верховенства права и законности у нас сегодня актуальны как никогда.»

А вот отрывок из постановления Апелляционного суда Ивано-Франковской области от 31 июля 2007 года, направленного судом в адрес Генпрокуратуры Украины ( язык оригинала):

 

“ …Під час судового розгляду встановлено, що кримінальні справи відносно Різака І.М. незаконно порушувались:

 

11.02.2005 року начальником слідчого відділу прокуратури м.Ужгород за ст.120 ч.2 КК України;

 

13.05.2005 року начальником слідчого відділу прокуратури м.Ужгород за ч.3 ст.365 КК України, за цими же обставинами;

 

18.05.2005р. заступником прокурора Закарпатської області за ч.3 ст.368 КК України;

 

17.08.2005 року старшим слідчим прокуратури Закарпатськох області за ч.1 ст.366 КК України.

 

Незаконне порушення кримінальних справ, незаконне притягнення Різака І.М. до кримінальної відповідальності, його незаконне затримання по вказаних звинуваченнях, тривалий час порушували права та свободи особи, гарантовані Конституцією України, Європейською Конвенцією про захист прав та основоположних свобод людини, перешкоджання нормальної життєдіяльності даної особи впродовж вказаного періоду.

 

 

 

Таке стало можливим лише тому, що працівники прокуратури Закарпатської області, не тільки не дали належної оцінки матеріалам дослідчої перевірки, а упереджено, в порушення вимог ст.ст. 94, 98 КПК України, порушували кримінальні справи за відсутністю на те законних приводів та підстав.»…

 

Эти и множество других первоисточников благодаря Интернету – легкодоступны.

А ведь они лишь малая часть тех ярких подтверждений тому, что экс-губернатор Закарпатья Иван Ризак на сегодня является единственным высокопоставленным руководителем «эпохи Кучмы», незаконно, но реально пострадавшим от оранжевого произвола, пережившим аресты, суды и обвинительный приговор, потерявшим не только карьеру политика и госслужащего, но и работу и здоровье.

 

Почему же об этих вещах не велено вспоминать?

Не в контексте нынешних реалий, а в контексте установления истины и реального оправдания незаконно осужденного человека, которому благодаря отсутствия справедливого правосудия исковеркана судьба .

Почему кто-то стыдится признать, что незаконно осужденный оранжевыми Иван Ризак до сих пор остается единственным, кто не реабилитирован?

Кому правда и упоминания реальных фактов так неудобны?

Голая правда у кого-то вызывает политический или же служебный дискомфорт?

Почему журналисты в принципе независимых изданий бояться называть вещи своими именами?

К примеру, на днях удивил популярный Интернет-сайт «Левый берег», известный своим плюрализмом, вдумчивой аналитикой и объективным освещением событий.

Известная журналистка Соня Кошкина в своей свежей статье «Обыкновенный садизм», вспоминая о политических преследованиях 2005 года, в унисон с коллегами из других изданий целенаправленно «забыла» назвать о дикой политической расправе над экс-губернатором Закарпатья Иваном Ризаком, о преследованиях которого она сама не раз писала и с которым она встречалась и лично общалась не раз.

Разве можно утверждать о том, что от политических репрессий 2005 года совсем никто не пострадал?

Тем более разве может такое утверждать человек, сам подробно освещающий судьбу политического узника?

Еще в ноябре 2006 года Соня Кошкина взяла пространное интервью у Ивана Ризака, в котором, в частности сказано и о встрече Ризака с тогдашним премьером Виктором Януковичем. Во время этой встречи Виктор Федорович, кстати, пожелал Ивану Михайловичу « мужаться», мол, «справедливость восторжествет». Интервью это было помещено на « Обозревателе» , 14 ноября 2006 года.

 

Могла бы вспомнить Соня и другое свое интервью, с экс-губернатором Сумщины Владимиром Щербанем, который в одном из ответов сказал так: « Подумайте сами, почему взялись за Колесникова, Кушнарева, Ризака, Ефремова, Тихонова, Щербаня? Неугодные мы были, имели влияние в обществе! Им элементарно от конкурентов нужно было избавиться»

 

 

Неужели это все уже забылось?

Еще не так давно в эфире одного из украинских телеканалов народный депутат от фракции Партии регионов, экс-генпрокурор Украины Святослава Пискуна сказал так :

" Чтобы вы знали, когда я был генеральным прокурором при президенте В.Ющенко, на меня очень серьезно давили, чтобы я занимался политическими делами. …Заниматься репрессиями много ума не надо, когда есть власть и когда есть возможности догонять…».

Кстати говоря. в 2005 году тогдашний генпрокурор Украины Святослав Пискун проведал политзаключенного Ризака в ужгородском СИЗО и пообещал тогда справедливое расследование его надуманного дела.

Однако рассмотрение криминальной заказухи против Ризака позже затянулось на целых три года. Вскоре был уволен и сам Пискун. А по делу Ивана Ризака справедливого решения до сих пор так и не существует.

Иван Михайлович и сегодня продолжает отстаивать сове честное имя и справедливость в Верховном Суде Украины и в Европейском суде по правам человека. Сфабрикованный «свалявский избирательный эпизод» однозначно требует пересмотра и объективного, а не не политического расследования.

 

Искренне вериться, что найдутся в Украине настоящие политики юристы, которые наконец-то разорвут этот порочный замкнутый круг черствости.

 

Оскренне верится . что Иван Ризак, как и его соратники, которых репрессировали в 2005 году, все же добьется торжества правды, справедливости и полной реабилитации.

 

Однако для достижения этой благородной цели от синдрома забывчивости, замалчивания правды и перекручивания неопровержимых фактов, всем нам надо избавиться навсегда.

 

Павло Пасичный.

 

 

 



TelgramПідписуйтесь та читайте новини Закарпаття у нашому Телеграм-каналі та нашій сторінці у Facebook
рейтинг: 
  • Подобається
  • 0
Залишити коментар
иконка
Коментувати статті на сайті можливе лише впродовж 30 днів з дня публікування.